Расширение доступа женщин к образованию: инициативы и программы

Гендерное равенство в образовании является ключевым фактором устойчивого развития общества. Университет реализует ряд проектов, направленных на поддержку женщин и девушек, обеспечивая им равные возможности для обучения, карьерного роста и личностного развития, включая наставничество, образовательные программы и психологическую поддержку.

Назарбаев Университет активно придерживается принципов гендерного равенства и реализует различные программы, направленные на поддержку женщин в образовании, науке и профессиональном развитии. Важной частью этой стратегии является грантовая программа фонда Social Impact, в рамках которой ежегодно студенты и выпускники подают и реализуют проекты, способствующие достижению целей устойчивого развития, включая гендерное равенство. Инициативные студентки и выпускницы НУ, продвигая идеи гендерного равенства, реализуют социальные проекты за счет грантовой поддержки Фонда.

Эти инициативы охватывают широкий спектр направлений, таких как наставничество, образовательные программы, финансовая поддержка и психологическая помощь.


Наставничество и психологическая поддержка

Проект «Дневник дочери», инициированный студентами Назарбаев Университета под руководством Аиды Искаковой, направлен на поддержку эмоционального благополучия девушек в возрасте 15–22 лет. С декабря 2023 по ноябрь 2024 года 25 участниц, включая девушек из социально-уязвимых слоев, получили психологическую и образовательную помощь, способствующую укреплению уверенности в себе и развитию навыков саморефлексии.

В рамках проекта были проведены групповые тренинги по управлению стрессом, повышению самооценки и моделированию сложных бытовых ситуаций, а также индивидуальные консультации с психологами и наставниками. Всего организовано 24 мастер-класса, которые помогли участницам лучше осознавать и регулировать свои эмоции, а также развить навыки защиты от насилия.

Организаторы планируют расширять проект, привлекать больше участниц и разрабатывать новые образовательные форматы, чтобы помочь молодым женщинам обрести эмоциональную устойчивость и уверенность в себе.

Күміс жаста жаңа бастама

Проект «Күміс жаста жаңа бастама» был реализован с января по ноябрь 2024 года и стал значимой инициативой в поддержке женщин серебряного возраста. Цель проекта заключалась в создании условий для их социальной активности, профессионального развития и укрепления психологического благополучия. Организаторами выступили выпускница Высшей школы бизнеса НУ Нурмаганбетова Т.К.

Целевая аудитория Проекта включает женщин старше 45 лет, безработных, столкнувшихся с возрастной дискриминацией и испытывающих трудности на рынке труда. Для отбора участниц проводилось входное анкетирование перед началом каждого потока. В ходе реализации проекта 103 женщины прошли обучение. Было проведено 24 тренинга, направленных на развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, социальной адаптации и самореализации. Кроме того, участницы получили возможность индивидуальных консультаций с профессиональными коучами и психологами, что помогло им преодолеть внутренние барьеры, найти мотивацию для новых начинаний и улучшить качество жизни.

По итогам проекта женщины не только освоили новые навыки, но и получили реальные инструменты для самореализации и социальной интеграции. Многие отметили рост уверенности в себе, улучшение эмоционального состояния и появление новых возможностей для активного участия в жизни общества и трудоустройстве. Освещение проекта в СМИ и социальных сетях способствовало популяризации идеи поддержки женщин серебряного возраста и привлекло внимание общественности к их потенциалу.

Организаторы планируют расширение программы, привлечение большего числа участниц и разработку новых образовательных форматов. Проект «Күміс жаста жаңа бастама» заложил прочную основу для создания устойчивой платформы поддержки и саморазвития женщин старшего возраста в Казахстане, демонстрируя важность и актуальность таких инициатив.

Образовательные программы в STEM и цифровых технологии

Проект «Empowering Girls and Women through STEMM Education in Kazakhstan and Central Asia» был реализован в период с января по ноябрь студенчсеким клубов AIESEC в Назарбаев Университете, с целью вдохновить девушек на карьеру в STEMM (наука, технологии, инженерия, математика и медицина). В рамках проекта был организован летний лагерь, в котором приняли участие девушки со всего Казахстана, включая участниц из SOS- детской деревни и малообеспеченных семей. 54 участницы прошли образовательные лекции, мастер-классы, экскурсии в научные лаборатории, а также встречались с наставниками – студентами и преподавателями Назарбаев Университета.

Проект показал высокую эффективность: 80,3% участниц отметили рост уверенности в себе, а 76,9% выразили намерение поступать на STEMM- специальности. Важным достижением стало участие одной из участниц лагеря, Софии Зайцевой, в международной биологической олимпиаде, что мотивировало её на дальнейшее развитие. В настоящий момент ей оказывается поддержка в подготовке к поступлению в НИШ, что демонстрирует долгосрочное влияние проекта.

Проект получил широкое освещение в СМИ, включая публикации на официальных платформах Назарбаев Университета и El.kz, а также активно продвигался через Instagram. Организаторы планируют продолжить работу по поддержке девушек в STEMM-направлениях, расширяя масштабы лагеря и усиливая менторскую поддержку.

Еще одной инициативой в поддержке девушек в STEM стал проект SheCodes — это уникальная образовательная инициатива, направленная на поддержку и развитие женского технологического сообщества, реализуемая в стенах Назарбаев Университета с 2022 года. В 2024 году хакатон SheCodes, поддержанный в рамках гранта Фондом социального равзитяи, собрал талантливых девушек, заинтересованных в IT-сфере, предоставив им возможность продемонстрировать свои навыки и решить реальные кейсы от партнеров. В рамках проекта участницы получили поддержку от менторов компании EPAM, работали с кейсом от TechnoWomen и имели шанс пройти первую стадию акселерационной программы от NURIS.

Был выбран 24-часовой оффлайн-формат, который позволил участницам полностью погрузиться в процесс разработки решений. Финалом хакатона стал питчинг перед жюри, где лучшие команды получили денежные призы и возможность дальнейшего профессионального роста.

По результатам обратной связи, многие отметили улучшение понимания информационных технологий и возможность применить свои знания на практике. Хакатон стал платформой, укрепившей профессиональные компетенции участниц и давшей им новый опыт.

Проект оказал влияние не только на профессиональные, но и на личностные аспекты — участницы отметили рост уверенности в себе и своих силах, а также повышение мотивации к дальнейшему обучению. Эти достижения подтверждают значимость SheCodes как инициативы, способствующей развитию женского технологического сообщества.

Здоровье и благополучие женщин

В 2024 году студенческая команда команда проекта Breast Cancer Awareness активно работала над повышением осведомленности о раке молочной железы и оказанием реальной поддержки тем, кто столкнулся с этим заболеванием. За год было проведено множество мероприятий, привлекших внимание студентов, преподавателей, врачей и жителей различных регионов Казахстана.

Одним из самых ярких событий стал «Розовый день» в Назарбаев Университете 23 февраля. Более 200 участников — студенты, преподаватели и сотрудники — присоединились к акции, надев розовую одежду в знак солидарности. В течение дня было роздано более 200 информационных листовок, рассказывающих о важности раннего выявления заболевания.

7 марта состоялась донорская акция, приуроченная к Международному женскому дню. В мероприятии приняли участие 117 человек, в результате было собрано 57 литров крови для Национального центра крови. Помимо этого, участники посетили информационную сессию, где узнали о симптомах рака молочной железы, факторах риска и методах ранней диагностики.

Летом и осенью команда проекта отправилась в регионы с высоким уровнем заболеваемости раком молочной железы. В Экибастузе и Темиртау прошли информационные сессии, где жителям раздавали буклеты с важной информацией о профилактике заболевания.

В октябре и ноябре проект охватил образовательные учреждения Астаны. Информационные кампании прошли в двух школах и двух университетах, где лекции о профилактике рака молочной железы провели врачи-онкологи и профессора медицинского факультета Назарбаев Университета. Студенты и школьники узнали о важности регулярных обследований и раннего выявления заболевания.

Особое внимание команда уделила поддержке женщин, проходящих лечение. В сентябре в Онкологический центр Астаны передали 50 «Наборов надежды» (Hope Kits), наполненных полезными и приятными вещами.

Благодаря информационным кампаниям, акциям и благотворительным инициативам тысячи людей узнали больше о раке молочной железы, а многие получили реальную помощь и поддержку в этот непростой период.

Дополнительно к существующей грантовой поддержке социальных инициатив сообщества Назарбаев Университет, Фондом было поддержано проведение тренингов по анти-харассменту.

В рамках инициативы по созданию безопасной и инклюзивной рабочей среды была проведена серия тренингов по методологии Empowerment through Self- Defense (ESD), направленных на формирование культуры нулевой терпимости к харассменту, дискриминации и насилию. Всего в 2023-2024 гг проведено 77 тренингов, в которых приняли участие 845 человек, включая студентов и сотрудников Назарбаев Университета, его организаций и других структур.

Методология ESD, основанная на международно признанном подходе El Halev, позволяет каждому человеку, независимо от возраста, пола и физических данных, использовать внутренние ресурсы для защиты от насилия. Тренинг охватывает широкий спектр инструментов — от вербальных стратегий до физических техник самозащиты, обучая участников оценивать ситуацию, устанавливать личные границы и применять эффективные стратегии деэскалации. В отличие от традиционных методов защиты, ESD делает акцент на профилактике, помогая предотвратить агрессию еще до ее возникновения.

Решение о проведении тренингов было продиктовано необходимостью реагирования на проблему насилия, которая остается острой в казахстанском обществе. В ходе обучения участники не только осваивали способы противодействия харассменту и абьюзу, но и учились правильно реагировать и информировать о подобных случаях. Программа охватила студентов всех уровней подготовки, включая иностранных обучающихся, а также сотрудников университета и его организаций.

Обратная связь показала высокий уровень вовлеченности и эффективности обучения. Большинство участников отметили повышение осведомленности о проблеме и уверенность в применении полученных знаний на практике. Эти тренинги стали важным шагом на пути к формированию безопасной образовательной среды, где каждый человек чувствует себя защищенным и может свободно развиваться без страха перед насилием и дискриминацией.


Инициативы в Назарбаев Университете в сфере расширения доступа женщин к образованию демонстрируют всесторонний и устойчивый подход: от менторских программ и образовательных мероприятий до финансовой и психологической поддержки. Особое внимание уделяется созданию инклюзивной среды, в которой девушки и женщины — вне зависимости от возраста, социального положения и региона — получают возможность для обучения, карьерного роста и личностного развития.

Важно отметить, что Университет и Фонд социального развития не ограничиваются внутренним формированием гендерно-чувствительных ценностей. Благодаря активной гражданской позиции студенток и выпускниц, эти ценности выходят за рамки кампуса и распространяются в общество. Реализуемые ими проекты направлены на женщин и девушек в обществе Казахстана — от молодых студенток до женщин серебряного возраста — способствуя распространению принципов равенства, инклюзивности и женского лидерства в Казахстане.

Таким образом, Nazarbayev University не только обеспечивает реализацию программ по обеспечению доступа женщин к различным инициативам внутри университетского сообщества, но и становится точкой запуска трансформационных процессов в обществе, формируя устойчивую культуру поддержки женщин и продвижения гендерного равенства на национальном уровне.